Поддержать МТ

Призрак «Роснефти» нависает над независимыми российскими СМИ

Журналисты «Ведомостей» говорят, что редакторы вмешивались в освещение тем, касающихся «Роснефти». Сергей Бобылев / ТАСС

Российский нефтяной гигант «Роснефть», управляемый близким союзником президента Владимира Путина, оказывает растущее влияние на сохранившиеся независимые средства массовой информации, уже зажатые ограничениями свободы прессы и давлением со стороны Кремля.

Теперь журналисты ведущей либеральной деловой ежедневной газеты «Ведомости», потрясенные в марте заявлением владельца Демьяна Кудрявцева о том, что он планирует продать издание, осудили цензуру, введенную новым и.о. главного редактора.

Андрей Шмаров был назначен на эту должность в конце марта перед завершением продажи. Журналисты издания говорят, что теперь им запрещено писать об опросах с негативным мнением о Путине и что редакторы вмешиваются в освещение тем, касающихся «Роснефти».

В пятницу был объявлен новый владелец издания — им стал глава малоизвестного регионального информационного агентства FederalPress Иван Еремин.

Расследование, проведенное в мае несколькими российскими СМИ, включая сами «Ведомости», показало, что «Роснефть» усилила контроль над изданием через долги Кудрявцева банку, принадлежащему компании.

Кудрявцев опроверг эти утверждения, а «Роснефть» на них не отреагировала.

«Настоящий владелец — Роснефть»

«Настоящим владельцем является "Роснефть" через цепочку долгов», — сказал обозреватель «Ведомостей» Максим Трудолюбов, который работает в газете с момента ее создания в 1999 году.

Трудолюбов сказал, что новый главный редактор был «выбран так, чтобы новому владельцу было удобно управлять газетой».

«Они просто хотели заставить ее замолчать».

Он назвал руководителя «Роснефти» Игоря Сечина «своего рода наемным убийцей», использующим агрессивную тактику.

«Он играет в сложную игру поглощений, чтобы построить свою империю за счет других олигархов. Речь идет об активах, деньгах, влиянии».

Газета написала в недавней редакционной статье: «"Ведомости" станут еще одним зависимым и управляемым медиа».

В пятницу газета написала, что сделка по смене владельца, несомненно, имела «не только коммерческие цели».

В редакционной статье указывалось, что «неизвестные деятели, которые действительно стоят за официальными покупателями... рассматривают издание как инструмент влияния, а не как бизнес».

«Это публичное унижение бренда «Ведомости» и его редакции», — сказала AFP главный редактор «Медузы» Галина Тимченко.

В мае настала очередь другой деловой газеты — «РБК». «Роснефть» подала на газету иск на рекордные 43 млрд рублей за статью о деятельности нефтяной компании в Венесуэле.

«Мы не беспокоимся, потому что знаем, что наша работа правильная и честная», — сказал Тимофей Дзядко, редактор отдела «ТЭК» газеты.

Но главный редактор «РБК» Петр Канаев заявил, что судебный процесс вызывает удивление.

«Мы опубликовали статью, основанную на публичной информации, и не мы являемся источником этой информации», — сказал он.

Освещение новостей в «РБК» «не служит ничьим интересам, только нашей аудитории», сказал он AFP.

Юридическое поражение от нефтяного гиганта нанесет серьезный удар по СМИ.

За два десятилетия правления Путина все национальные телеканалы, а также ряд радиостанций и газет перешли в руки дружественных Кремлю владельцев.

В ходе одного из самых громких поглощений телеканал НТВ, известный своей независимой позицией в 1990-х годах, в 2001 году был приобретен медиа-подразделением государственного газового гиганта «Газпром».

Сделать выбор

«Ведомости» начали свою деятельность в сентябре 1999 года, когда Путин стал доминирующей политической фигурой в России.

Соучредителями и совладельцами газеты стали холдинг голландского бизнесмена Дерка Сауера Independent Media, лондонская газета Financial Times и американская деловая газета The Wall Street Journal, что продемонстрировало вхождение России в мир западного капитализма.

В то время независимые редакторы и репортеры «Ведомостей» рассказывали о компаниях, которые начали выходить из пепла тяжелого финансового кризиса 1998 года.

Редакторы газеты всегда отличались тем, что сдерживали давление со стороны Кремля и стояли в стороне от интересов частных корпораций.

Газета несколько раз переходила из рук в руки с момента своего создания после того, как был принят новый закон, ограничивающий иностранное участие в российских СМИ.

В то время, как традиционные СМИ подвергаются все большему давлению, в сети появляются новые медиа-проекты вроде Meduza и The Bell или многочисленных проектов на YouTube, так как видеоканал оппозиционера Алексея Навального.

«Российские независимые СМИ все еще работают (и) сейчас более успешны, чем когда-либо», — сказал Трудолюбов, назвав такие новые проекты «весьма перспективными».

Что касается «Ведомостей», то у журналистов теперь есть выбор: они должны либо уйти, либо подчиниться, считают наблюдатели.

«Я с трудом могу себе представить, чтобы журналисты "Ведомостей" смогли долго продержаться», — сказал Трудолюбов.

читать еще

Независимая журналистика жива. И вы можете ей помочь.

Русскоязычная версия The Moscow Times – один из немногих оставшихся независимых источников новостей о России.

Редакционные решения принимаются исключительно журналистами нашей редакции, которые придерживаются самых высоких этических стандартов. Мы безбоязненно освещаем вопросы, которые обычно считаются запретными или табуированными: от бытового насилия и проблем ЛГБТ до климатического кризиса и истинных масштабов эпидемии и того, что происходит в российских больницах.

Сделайте единовременное пожертвование для The Moscow Times -- или, еще лучше, регулярное пожертвование – чтобы помочь нам продолжить предоставлять вам жизненно важную и высококачественную информацию о России.